АУРЭК - это крупнейшая федеральная некоммерческая организация, объединяющая и защищающая интересы малого бизнеса в сфере электронной торговли и цифровой экономики. Она была создана при поддержке депутатов Государственной Думы в апреле 2023 года. В ней состоят около 18 тысяч участников - преимущественно владельцы пунктов выдачи заказов, поставщики маркетплейсов, небольшие онлайн-магазины, частные службы доставки и фулфилмента.
Свои обращения АУРЭК адресовала крупнейшим отечественным маркетплейсам Wildberries, Ozon и "Яндекс Маркет", а также Минпромторгу, Федеральной антимонопольной службе и Федеральной таможенной службе.
Ассоциация акцентирует внимание на неравных условиях, в которых работают отечественные и иностранные селлеры (продавцы на электронных площадках), а также на поведении иностранцев, порой имеющем признаки недобросовестности. Например, они маскируются под отечественных торговцев, фактически подворовывая чужой контент, что может запутать покупателя.
"Сейчас карточки российских продавцов копируются иностранными магазинами по сотням позиций, - поясняет АУРЭК в своем Telegram-канале. - Процесс автоматизирован специальным программным обеспечением: создаются новые магазины-"однодневки", а контент (фото, описания, инфографика) копируется поточно, в объемах сотен и тысяч позиций".
Руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров в беседе с изданием "Ведомости" отметил, что с годами эта проблема усугубляется и набирает обороты. По его словам, полностью решить ее не удастся из-за огромного количества продавцов и карточек товаров. Частично отсеивать копирование, по мнению эксперта, может искусственный интеллект.
В ассоциации копирование называют "высокотехнологичным рейдерством контента" и утверждают, что такие действия приводят к потере органического трафика и ухудшению репутационных показателей российских продавцов. А в ERP-сервисе "Мойсклад" считают, что копирование контента - это системная проблема, связанная с отсутствием механизмов верификации продавцов и алгоритмов защиты авторского контента.
"Эта проблема часто встречается, например, на Ozon: просто берут твою карточку товара, копируют, и ты даже не можешь их закрыть. Через поддержку это очень сложно сделать. Ты закрыл одну копию, а появляется еще 25. То есть как со Змеем Горынычем: одну голову отрубил, а появилось 25", - рассказал в эфире одной из радиостанций ECOM-стратег, владелец швейной фабрики с собственной торговой маркой Тигран Варданян.
Обращает внимание АУРЭК и на то, что комиссии электронных платформ для китайских продавцов составляют 11-14% - в разы ниже, чем для российских торговцев (40-44%). В беседе с РИА Новости председатель АУРЭК Евгения Черницкая подчеркнула, что ассоциация поддерживает политику по развитию трансграничной торговли, однако это не должно идти во вред малому бизнесу.
"Мы направили ряд обращений и к самим маркетплейсам, и к регулятору, - рассказала Черницкая. - И все это, действительно, можно было бы назвать "требованием об ужесточении условий для иностранных продавцов", но мы в первую очередь заботимся о российских, поэтому выбираем формулировку - "выровнять условия".
АУРЭК призывает прежде всего выровнять конкурентные комиссионные условия на площадках для всех продавцов. И предлагает ввести систему гарантийных депозитов для иностранных магазинов, чтобы при нарушении ими правил автоматически компенсировать ущерб российским селлерам. Предполагается, что при выявлении фактов копирования иностранцами российских карточек с описаниями товаров и других нарушениях компенсация будет автоматически перечисляться пострадавшему продавцу. А иностранца обяжут восстановить его депозит до базового уровня. При повторных нарушениях магазин будут блокировать и запрещать его повторную регистрацию на площадке.
Еще одно предложение - распространить обязательную маркировку на все товары, продающиеся через маркетплейсы в РФ, независимо от страны отправителя. Этот вопрос недавно обсуждался в правительстве Москвы, где прошло заседание Совета по легкой промышленности при Уполномоченном по защите прав предпринимателей. Участники отметили важность развития системы маркировки и контроля за "серым" импортом.
"Мы считаем, что зарубежные компании, продающие свои товары в Россию напрямую покупателям, также должны маркировать товар системой "Честный знак" и подтверждать качество товара", - заявила Евгения Черницкая.
В письме ассоциации говорится об отсутствии контроля за движением товаров китайского происхождения и рисках роста контрафакта. АУРЭК предлагает пересмотреть действующие требования и рассмотреть возможность предварительной электронной регистрации трансграничных отправлений, чтобы данные о товаре и его отправителе поступали в систему до ввоза.
Сейчас же действует такая легальная схема: китайские продавцы собирают на своей территории товары, которые заказали у них пользователи российских маркетплейсов, загружают в контейнер и везут сюда, но на российской таможне каждый товар оформляется на конкретного покупателя. "НДС не уплачивается, часто нет и таможенной пошлины, если это китайский ширпотреб дешевле порога в 200 евро", - поясняет "Бизнес ФМ", в Telegram-канал которого об этом пишут отечественные продавцы.
"В общем, ситуация в стране усугубляется тем, что площадка действительно предлагает зарубежным селлерам лучшие условия. Выживаемость бизнеса сейчас крайне низкая. Инвестирование в бизнес за рубежом доступно, и эти возможности используются для развития. Денег больше, компании богаче, и в итоге российский селлер проигрывает по всем фронтам любому зарубежному. А площадка еще и подыгрывает им", - констатирует Тигран Варданян.
Напомним, что одними из первых публично о проблеме неравных условий рассказали представители легкой промышленности из Иванова. Они открыто обратились к основательнице Wildberries Татьяне Ким с вопросом: "Скажите, пожалуйста, почему вы допускаете притеснения отечественных производителей иностранными компаниями на нашей территории?"
Мнение ивановских текстильщиков разделяют офлайн-ретейлеры. "Детский мир", "М.Видео-Эльдорадо", "Лемана ПРО", Hoff, DNS и IRG обратились с коллективным письмом к правительству. Традиционная розница, по сути, встала на сторону крупных банков, пытающихся вынудить онлайн-площадки отказаться от субсидирования промоакций для потребителей и запретить им снижать цены при оплате товаров картами своих дочерних банков. Ранее с такой инициативой выступили главы Сбера, ВТБ, Альфа-банка, Т-Банка и Совкомбанка, которых поддержала глава Банка России Эльвира Набиуллина.
Россияне стали больше доверять отечественным брендам, сообщает ТАСС со ссылкой на результаты опроса, проведенного финансовым маркетплейсом "Сравни". Почти 60% россиян за 2025 год увеличили долю отечественных товаров в своей покупательской корзине. 41% опрошенных перешли на отечественные бренды благодаря заметному росту качества и широкой доступности продукции. Желание принципиально поддержать "своих" в качестве главной причины назвали 15% участников опроса.